Об известных мастерах нэцкэ
Одним из самых выдающихся художников среди всех резчиков нэцкэ, безусловно, является Томотада. Из справочника «Сокен Кишо», опубликованного в 1781 году Инабой Цуйру, мы знаем, что Томотада прославлялся еще при его жизни, и что особенно ценились его резные изображение быков и коров, сделанные с высокой степенью мастерства и детализации. Существует множество чрезвычайно прекрасных нэцкэ различных сюжетов (включая животных, мифических существ и
фигурок), отмеченных подписью Томотады, но его слава вырезания быков повторяется практически в каждой значимой публикации о нэцкэ. Таким образом, неудивительно, что до наших дней дошло несколько бычьих нэцкэ Томотада (или школы Томотада). Может показаться, что такое обилие моделей одного предмета затуманивает значение его резных фигурок, но это, в свою очередь, бросает вызов коллекционеру к поиску иных сюжетов, созданных рукой мастера. Стоит отметить, что Томотада был одним из самых копируемых мастеров еще при жизни. На сегодняшний день изделий с похожей подписью, как у автора, исчисляется тысячами. Те же фигурки, которые эксперты относят к «истинном» Томотада встречаются крайне редко и ценятся крайне высоко. Не опытным коллекционерам стоит с осторожностью относится к вещам, выдаваемым за работы Томотада, каким
бы убедительным бы не был продавец.
Мастер Масанао (正直) был известным японским скульптором нэцкэ из района Киото.
Работал с середины до конца 1700-х годов. Один из главных представителей школы Киотской школы резчиков. В его работах наиболее часто изображены животные, и он считается одним из величайших художников, работающих в стиле нэцкэ. Масанао из Киото упоминается в справочнике «Сокен Кишо», в котором перечислено более 50 мастеров нэцкэ. В Сокен Кишо Масанао упоминается как умелый и заслуживающий высокой похвалы и признания. Тем не менее, о его жизни мало что известно (как впрочем и о жизни многих ранних
мастеров нэцкэ). Способность Масанао изящно запечатлевать формы животных в постоянно меняющихся позах, часто наполненная жизненной силой, вызывающей ощущение момента, застывшего во времени, убедительно свидетельствует о прямом наблюдении с натуры. Очарование его нэцкэ заключается в поразительной оригинальности рисунка, смелых очертаниях, свободных тонких изгибах, гладких поверхностях, не испорченных посторонними деталями, и энергичном характере. Его животные, хотя часто идеализированные и даже гротескные, никогда не теряют реализма. Менее успешными у Масанао получались фигурки людей, что, однако, не помешало Масанао стать величайшим мастером нэцкэ.
Масанао из Киото не следует путать с мастерами Удзиямады (школа Ямада), провинция Исэ. Нэцкэ Ямады вырезали под тем же именем. Хотя подписи немного и различаются, неопытному коллекционеру может быть непросто отличить работу великого Масанао из Киото, тем более, что многие предметы школы Ямада вырезаны с великолепным качеством.
Еще одним признанным гением японской миниатюры являлся мастер Гечу (牙虫), японский скульптор XVIII века. Даты его рождения и смерти неизвестны.
О жизни Гечу мало что известно, в первую очередь он известен благодаря своим произведениям, в частности нэцкэ. Он был художником в стиле школы Осаки и, как известно, занимался скульптурой из слоновой кости. Первоначально предполагалось, что он жил в Осаке, хотя недавно было высказано предположение, что он мог находиться дома в провинции Сацума на острове Кюсю.
Его самый знаменитый нэцкэ, на котором основаны многие приписывания Гечу, - фигурка лохматой собаки и щенка, которая несколько раз выставлялась на самых знаменитых аукционах мира и уходила с молотка за существенные суммы в разные именитые коллекции. Особенностью нэцкэ является стилизованное изображение волос собак.

Еще несколько нэцкэ, приписываемые Гечу, хранятся в Художественном музее округа Лос-Анджелес.
Примером еще одного известного мастера XVIII века является Танака Минко (1735-1816). Минко был основателем небольшой группы региональных резчиков нэцкэ в Цу, провинция Исэ.
Известно, что он создал несколько нэцкэ на основе иллюстраций из книги «Сокэн кисё» («Странные и чудесные приспособления для меча»), опубликованной в 1781 году.
Минко вырезал множество сюжетов, но, пожалуй, самыми знаменитыми являются статуэтки тигров. Смешные изображения зверьков с большими головами, крупными лапами, улыбающиеся, как Чеширские коты, стали любимой частью коллекции очень многих коллекционеров.
Если выделять нэцкэ с безупречным качеством материала и резьбы, то, несомненно в первых рядах будут работы мастера Кайгёкусай Масацугу XIX века.
Кайгёкусай Масацугу (1813-1892) — резчик из Осаки, известный своей безупречной техникой с высочайшим уровнем детализации. Кайгёкусай не имел учителей по изучению техники резьбы, делал зарисовки с натуры. Использовал имена Масацугу и Кайгёкудо примерно до 20-летнего возраста, Кайгёку примерно до 50-летнего возраста, а после этого Кайгёкусай. Умер в Осаке.
Из дерева и слоновой кости вырезаны различные виды животных, особенно относящиеся к календарному циклу. Его любимым материалом была слоновая кость, из которой он использовал только самое лучшее качество.
Одними из самых гротескных и узнаваемых по стилю нэцкэ являются произведения мастера Мацусита Отомицу.
Мацусита Отомицу (Отоман), подпись Отомицу 音滿, работал в Японии, провинция Хаката, в середине XIX века, период Эдо (1615-1868).
Если поближе познакомится с произведениями, которые приписаны этому мастеру, думаю, что ни у кого не останется сомнений в исключительном мастерстве автора. Те же фигурки, которые по стилю можно отнести к Отоману, возможно, вырезались учениками мастера в провинции Хаката. Нэцкэ Отомана являются крайне редкими и очень ценными среди коллекционеров.
По всем вопросам свяжитесь с нами:
E-mail: truenetsukestore@gmail.com

Made on
Tilda